Комплекс героя


 

В современном обществе активно навязывается культ героизма и героев. Вспомните тех же голливудских спасателей: Чипа и Дейла, Черного плаща, Бэтмэна, Робокопа, Спайдермэна, и прочее бесконечное количество героев боевиков, в одиночку сокрушающих чуть ли не пол мира и тем самым получающим в награду от оставшейся половины мира всеобщую признательность и любовь.

С экранов телевизоров помпезно награждают отличившихся спортсменов, ученых, военных,  участников многочисленных развлекательных шоу и прочих деятелей, как-то выделившихся из общей массы людей. Со школьной скамьи и родительских пелёнок нам внедряют в сознание героические правила поведения, и если мы не соответствуем им, то подвергаемся остракизму.

В популярной литературе и кинематографе вы вряд ли найдете жизнеописание простого человека. Простой человек в наше время скучен и не интересен. Даже в бытовом общении тот, кто каким-то образом не выделяется из толпы (будь то, деньгами, авторитетом, наличием авто) - малопривлекателен.

Общество буквально навязывает индивидууму всевозможные комплексы поведения, отказ от следования которым ведёт к неприятию обществом. Одним из таких комплексов является комплекс Героя.

Комплекс героя

Комплекс Героя является самым пропагандируемым и привлекательным для мужчин и женщин. Он возникает на основе навязчивых желаний и идей, которые лишь со временем обретают свою силу.

Мать Тереза – героиня, которая отказалась от собственных желаний ради того, чтобы помогать всем нуждающимся. Супергерои из кинофильмов и мультфильмов тоже жертвуют собственным счастьем, временем и силами, чтобы спасти всех, кто в этом нуждается. Современные художественные сюжеты построены на героях и злодеях, и, чтобы быть хорошими в глазах общества, зрители должны брать пример с героев.

С чего все начинается? С пропаганды. Маленькому ребенку с самого детства внушают идею о том, что он должен жертвовать, помогать, отказываться от собственных желаний ради блага и счастья окружающих. Герои часто вырастают в семьях таких же героев, которые готовы пожертвовать даже родными, лишь бы спасти всех без исключения.

Комплекс героя - это обратная сторона комплекса жертвы, и детские психологические травмы, когда родители навязывают стереотипы поведения, не считаясь с желаниями и чувствами ребёнка - тому причиной. Если ребенок часто претерпевает унижения, побои со стороны своих родителей, тогда в мечтах может представлять, как компенсирует чувство унижения каким-либо героическим поступком, который заставит окружающих изменить своё отношение к нему. В более старшем возрасте это перерастает в желание защищать от злодеев всех, кто так же, как и он, терпит плохое отношение к себе.

Как это проявляется в жизни?

Герои (конечно, в утрированном виде) всегда всех и от всего спасают. Они стараются оградить других от возможных бед или решить за них их проблемы. При этом часто напрочь забывая о собственных интересах. Они стараются оптимизировать жизни других, наплевав при этом на свою собственную. Они могут стать филантропами, стремящимися облагодетельствовать всё человечество, даже, если это человечеству - не нужно.

В более запущенном варианте Герои трансформируются в Преследователя. И в этом случает начинает спасать даже если его об этом не просили - этакий слегка извращённый вариант гиперопечного родителя....

Что Герою нужно?

Что человеку, который страдает от комплекса героя, нужно? Во-первых, конкретные ситуации, в которых он будет спасать других людей. Непримечательные герои спасают лишь по необходимости, то есть тогда, когда возникает соответствующая трудная ситуация. Не имеет значения, что именно придется делать, главное – чтобы другие люди нуждались в помощи.

Более серьезные отклонения подразумевают под собой определенные сценарии, которые «герой» прокручивает в своей голове. Чтобы воплотить в жизнь свои мечты, ему необходимо постоянно попадать в условия, в которых сможет себя реализовать:

  • Либо он устраивается на работу, где сможет постоянно сталкиваться с нужными ему ситуациями. Например, работает пожарником, психологом, врачом, полицейским и т.д.
  • Либо он сам провоцирует ситуации, где люди начнут страдать, чтобы потом их спасти. Порой это начинает носить преступный характер, поскольку герою сначала надо причинить физическую боль другому человеку, подвергнуть его жизнь опасности, а потом начать спасать.

Психологи интернет-журнала psytheater.com отмечают, что основными мотивами, которые движут любым человеком, нуждающимся в героизме, являются: Благодарность; Внимание; Одобрение.

Человек, который в детстве не получал подобного отношения к себе, во взрослом возрасте начинает быть героем.

Комплекс героя не вызывает серьезных осложнений, пока человек остается одержим своей миссией. Если миссия будет выполнена, то наступит период конфронтации с реальностью, который может принести разочарование и спровоцировать депрессию — самое распространенное последствие комплекса героя.

Герой в треугольнике Карпмана?

В модели взаимоотношений, именуемой Треугольник Карпмана, Герой соответствует "Спасителю".

"Спасатель - это достаточно сложная фигура с психологической точки зрения. В нем присутствует стремление к проявлению агрессии, которое он упорно в себе подавляет. В силу тех или иных причин, данная личность не может перейти в статус Преследователя, а потому ему приходится искать другое применение своим неиспользованным ресурсам. Он находит свое предназначение в защите Жертвы. Стоит отметить, что конечная цель Спасателя вовсе не состоит в том, чтобы вывести Жертву из "бедственного" положения. В этом случае он рискует потерять пути своей самореализации. А заключается она в том, что Спасатель проявляет скрытую агрессию в отношении Преследователя под предлогом защиты Жертвы. Из этого можно сделать вывод, что ему не выгоден выход последней из треугольника."

Фактически, резюмируя сказанное, Герой (Спаситель), это тот же агрессор, только направивший свою агрессию на другого агрессора (Преследователя).

Как правило, комплекс Героя связан с подавленной агрессивностью. Героический поступок позволяет направить собственную агрессивность в, скажем так, "положительное русло". Вопрос только в том, не создаёт ли Герой искусственные русла (не сам ли он создаёт ситуации, в которых можно проявить геройство), и не сам ли создаёт Преследователя, чтобы потом обратить всё зло на него?

Выходит, что ни Агрессор, ни Защитник - не являются положительными фигурами во взаимоотношениях. Оба питаются ненавистью и агрессией, оба стремятся к самоутверждению. Только векторы направлены в разные направления. Теперь то мы можем иначе взглянуть на заповедь Христа "подставить левую щеку." Иначе нам не выскочить из ограничений треугольника Карпмана.

Кто он на самом деле?

Фактически Герой - это психически больной ребёнок, застрявший в далёком детстве физически взрослого человека; остановившийся в своём развитии в момент нанесения ему травмы, и пытающийся эту травму залечить теми способами, которыми ему внушали, причиняя эту травму.

Например. Ребёнка ударили, он ответил в защиту. Обидчик заплакал, зашумел, его услышали воспитатели детского сада. Ударившего обвинили в насилии, изъяли из общества хороших детишек - поставили в угол, - тем самым перед всеми показав, кто злодей и отщепенец. Конечно, если это будет повторяться не раз, то такой ребёнок перестанет защищаться и будет уходить от конфликтных ситуаций, ведь вместо угла может оказаться тюремная зона.

В глубине души терзающийся обидой, несправедливым и унизительным отношением ребёнок будет стремиться компенсировать боль мечтами о том, как он, непризнанный, неизвестный, совершит геройский поступок (как правило, пожертвует собой - это общепризнанное наивысшее геройство) и докажет всему обществу, что те были не правы, и восстановят с ним отношения.

Вот, вкратце, механизм возникновения комплекса Героя, как видим, являющегося следствием более глубинного комплекса - осуждения обществом (остракизма).

Как избавиться от комплекса Героя

Поможет избавиться от комплекса перепросмотр и глубокий анализ своей личной истории отрешённым и незамутнённым общественной моралью взором.

  1. Нужно простить тех, кто не дал в детстве чувства защищённости. Осознать, что они не могли дать того, чего сами не имели, и посочувствовать им, отпустить их.
  2. Понять, что они это делали не со зла, но в меру своего понимания, что будет хорошо для ребёнка. Если не принимать во внимание крайних случаев садистского отношения родителей к детям, то в основной своей массе родители стремятся передать свои знания детям, воспитать таким образом, чтобы те смогли гармонично выживать в обществе.
  3. Простить воспитателям их недальновидность, ибо человек не всеведущ и также совершает ошибки.
  4. Перестать считать себя должником общества.
  5. Перестать считать общество самоцелью - самоосознающий индивид гораздо важнее для общества, чем тупое стадо баранов.
  6. Перестать быть Жертвой и Героем, и начать жить для себя, просто жить, а не играть в жизнь. Помните, ваша жизнь - только ваша и нечего тратить её на других, иначе, они проживут её за вас.
  7. Доверяйте жизни, а не людям. Посмотрите, ваше поведение улучшило вашу жизнь или нет. А если нет, значит сама жизнь подсказывает, что вы действуете не правильно.
  8. Будьте честны прежде всего с самим собой - перестаньте кому-то, что-то доказывать, даже - самому себе. Перестаньте постоянно ждать слов одобрения и признания - вы взрослый человек и сами способны оценивать, что лучше для вас.
  9. Займитесь настоящим делом и перестаньте тратить время на общество.

 

 

Оставить комментарий